четверг, 10 февраля 2022 г.

11 февраля

 


УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ

Тема урока: Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

Задача урока: познакомиться с легендами: «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком».

     
Ход урока
1.    Речевая разминка
 
- Ребята, прочитайте стихотворение для речевой разминки.
 
- Коляда, коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!

1. Прочитать медленно.
2. Почитать плавно, певуче.
3. Прочитать с ускорением.
- Отлично, ребята. Немного потренировались перед чтением на нашем уроке.
 
2.      Работа по теме урока
- Давайте вспомним, что такое фольклор?
- Фольклор – это устное народное творчество.
- Какие произведения фольклора вы знаете? Колыбельные песни, скороговорки, сказки, загадки, потешки, былины, героические песни, предания.
- Сегодня мы дополним наши знания еще одним фольклорным видом: легендой.
- Знакомо вам это понятие?
- Что же такое легенда? (Легенда – это сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т.п.)
- Какие легенды называют народными?
- Сегодня с вами мы познакомимся с двумя легендами, это: «Легенда о граде Китеже» и «Легенда о покорении Сибири Ермаком».

Легенда о граде Китеже

  В ветлужских лесах есть озеро. Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно и днём и ночью. Лишь изредка лёгкая зыбь пробегает по озеру. Бывают дни, когда до тихих берегов озера доносится тихое пение и слышится далёкий колокольный звон.
  Давным-давно, ещё до пришествия татар, на месте озера стоял славный град Китеж. В центре города возвышались шесть глав церквей.
  Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему...
  Татары хотели взять город силой, но когда подошли к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. До татар доносился лишь колокольный звон церквей. Жители молились о спасении.
  И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и враги в страхе отступили.
  А вода всё бежала и бежала...
  Когда стих её шум, на месте города были лишь волны. Вдали виднелась одинокая глава собора с блестящим посередине крестом. Она медленно погружалась в воду. Вскоре исчез и крест.
  Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести каждого к славному граду Китежу.
 

- Как вы думаете, о каком событии говорится в легенде?

- Легенда о большом и красивом городе Китеже, на месте которого сейчас озеро Светлояр. Легенда основана на памяти народа о реальном историческом событии: татаро-монгольском нашествии на Русь.

- Какое же чудо произошло с градом Китежем?

Подведение итогов урока

Чем был интересен урок? Что нового для себя открыли?

 

3.    Домашнее задание

Прочитать «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

 

Легенда о покорении Сибири Ермаком

  Услышал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче его. Знал он, что ту землю Сибирью зовут, много в ней всякого добра, да только далеко она от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, всё думу думал, как это царство хана покорить. Думал, думал Иван, но ничего придумать не мог, не было у него той силы, которая покорила бы Кучумово царство. Заболел царь и слёг в постель. Бояре его испугались, как бы им без царя не остаться, что же они тогда делать будут? Подошли они к его постели и спрашивают:

 - Отчего же ты, царь-батюшка, занемог, какая дума тяжёлая на сердце твоём лежит?

  Царь закрыл глаза и подумал: сказать ли им про свою думу или нет? Он знал, что бояре ему в деле не помогут, что потрясут они бородами, повздыхают, на том их совет и кончится... Так оно и получилось. Ушли бояре. Подходит к царю один его бедный слуга из крестьян и спрашивает:

 - Может, помогу я тебе?

 - Бояре были - не помогли, а тебе и Бог не велел. Ты скажи лучше, кто есть в моём царстве храбрый, кто смерти не боится?

  Подумал слуга и говорит:

 - Найдётся в твоём царстве такой человек, слыхал я про него с малых лет, зовут его Ермак Тимофеевич, казак донской, службу верную он тебе, царь-батюшка, сослужит.

 - Да и то верно, слыхал про него я, да только где он теперь есть?

  Встал Иван-царь с постели, позвал к себе слуг верных и отправил их на Дон, казака Ермака Тимофеевича искать. Объездили слуги весь Дон, всех расспросили. Все знают казака Ермака, но никто не знает, где он теперь. Вернулись слуги через год и сказали царю:

 - Всех птиц на Дону повидали, всех баб и мужиков пересчитали, а казака Ермака Тимофеевича нет.

  Выгнал царь своих слуг и позвал к себе верного слугу-крестьянина:

 - Найди ты мне Ермака, службу верную сослужи, тогда ты у меня будешь слугой над всеми слугами.

 - Ничего мне, царь-батюшка, от тебя не надо, а службу верную для Руси святой сослужу.

  Отправил царь Иван мужика в добрый путь. Пошёл мужик по дороге куда глаза глядят. Долго шёл мужик по дороге против солнца, борода по колено выросла, а про Ермака ни слуху ни духу. А мужик идёт себе потихоньку и идёт. Не заметил он, как дошёл до крутых гор. Осмотрелся и видит - навстречу ему идёт такой же мужик, как и он. Встретились, остановились и завели разговор. Долго ли разговор шёл, но только мужик узнал, что Ермак бродит по Уралу.

  Исходил мужик все реки и горы Урала. Вскоре он нашёл семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана. Ермак Тимофеевич явился к царю. Царь посмотрел и говорит:

 - Сослужи мне службу добрую. За Уралом богатые земли лежат, ты пройди ту землю, поймав хана Кучума, а людей его под власть Руси приведи.

  Ермак Тимофеевич вышел от царя, попросил есть-пить и пошёл к своим казакам на Урал. Пришёл. Рассказал обо всём им, и начали они собираться в поход, в чужую землю, куда русская душа не ходила.

  Летом в тот же год Ермак Тимофеевич дошёл до Тобола, там построил лодки и добрался до Иртыша. Здесь он встретился с людьми из Кучумова царства и привёл его людей под власть русского царя.

  Когда Кучумовы люди покорились Ермаку, казаки ему сказали:

 - Поезжай, наш атаман, и скажи, что теперь русские могут жить в Сибири, да и Кучумовым людям с нами легче будет.

  Ермак Тимофеевич не поехал в Москву, а послал туда своего верного казака. Узнал царь Иван, что в Сибирь ворота открыты, и стал посылать в неё разных людей. Вот и появились русские на сибирской земле. И сейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака Тимофеевича помним, и про его казаков.

 

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: Во времена Древней Руси.  

Цель  урока: формирование представлений о Древней Руси, русских князьях.

Ход урока

1.    Организационный момент

Проверьте свою готовность к уроку

2.         Тест
Вариант 1
1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:
а) восточных славян
б) западных славян
в) южных славян
2. Древние славяне жили:
а) семьями                  б) в одиночку              в) племенами
3. Посуду древние славяне делали из:
а) глины                       б) металла                   в) дерева
4. Бог грома и молнии у древних славян:
а) Зевс                         б) Перун                      в) Марс
5. Какие орудия использовали наши предки во время охоты?
а) ружье
б) лук со стрелами
в) саблю
Вариант 2
1. Поселение древних славян раскинулось:
а) в западной части Европы
б) в восточной части Европы
в) в Центральной Европе
2. Свои дома славяне строили:
а) из камня                 б) из кирпича             в) из деревьев
3. Славяне носили одежду из:
а) льна и шерсти
б)хлопка
 в) шелка
4. Бортничество — это:
а) изготовление бочек из дерева
б) выдалбливание лодок
в) собирание меда диких пчел
5. К VIII в. восточнославянские племена объединились:
а) в организации
б) в союзы племен
в) в республики

 III. Работа по теме урока

Посмотрите видеоурок по ссылке

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6003/main/159563/

После просмотра видеоурока прочитайте в учебнике тему «Во времена Древней Руси». В большом учебнике тема "Государство Русь"

Домашнее задание

Выполнить задания в рабочей тетради на тему «Государство Русь»

Прислать фото выполненного на уроке теста


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

19 октября

  АЗБУКА ЧТЕНИЕ СЛОГОВ И СЛОВ С БУКВОЙ   Л (закрепление) Цели : закрепить знания учащихся о согласных звуках [л], [л′], букве  Л л ; разв...