Тема урока: Народные
легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»
Задача урока: познакомиться с легендами: «Легенда о граде
Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком».
Ход урока
1. Речевая разминка
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
1. Прочитать медленно.
2. Почитать плавно, певуче.
3. Прочитать с ускорением.
- Отлично, ребята. Немного потренировались перед чтением на нашем уроке.
- Фольклор – это устное народное творчество.
- Какие произведения фольклора вы знаете? Колыбельные песни, скороговорки, сказки, загадки, потешки, былины, героические песни, предания.
- Сегодня мы дополним наши знания еще одним фольклорным видом: легендой.
- Знакомо вам это понятие?
- Что же такое легенда? (Легенда – это сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т.п.)
- Какие легенды называют народными?
- Сегодня с вами мы познакомимся с двумя легендами, это: «Легенда о граде Китеже» и «Легенда о покорении Сибири Ермаком».
Легенда о граде Китеже
Давным-давно, ещё до пришествия татар, на месте озера стоял славный град Китеж. В центре города возвышались шесть глав церквей.
Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему...
Татары хотели взять город силой, но когда подошли к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. До татар доносился лишь колокольный звон церквей. Жители молились о спасении.
И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и враги в страхе отступили.
А вода всё бежала и бежала...
Когда стих её шум, на месте города были лишь волны. Вдали виднелась одинокая глава собора с блестящим посередине крестом. Она медленно погружалась в воду. Вскоре исчез и крест.
Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести каждого к славному граду Китежу.
- Как вы думаете, о каком событии говорится в легенде?
- Легенда о большом и
красивом городе Китеже, на месте которого сейчас озеро Светлояр. Легенда
основана на памяти народа о реальном историческом событии: татаро-монгольском
нашествии на Русь.
- Какое же чудо произошло с градом Китежем?
Подведение
итогов урока
Чем был интересен урок?
Что нового для себя открыли?
3. Домашнее
задание
Прочитать «Легенда о покорении Сибири Ермаком»
Легенда о покорении Сибири Ермаком
Услышал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче его. Знал он, что ту
землю Сибирью зовут, много в ней всякого добра, да только далеко она от его
царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, всё думу думал, как это царство
хана покорить. Думал, думал Иван, но ничего придумать не мог, не было у него
той силы, которая покорила бы Кучумово царство. Заболел царь и слёг в постель.
Бояре его испугались, как бы им без царя не остаться, что же они тогда делать
будут? Подошли они к его постели и спрашивают:
-
Отчего же ты, царь-батюшка, занемог, какая дума тяжёлая на сердце твоём лежит?
Царь
закрыл глаза и подумал: сказать ли им про свою думу или нет? Он знал, что бояре
ему в деле не помогут, что потрясут они бородами, повздыхают, на том их совет и
кончится... Так оно и получилось. Ушли бояре. Подходит к царю один его бедный
слуга из крестьян и спрашивает:
-
Может, помогу я тебе?
- Бояре
были - не помогли, а тебе и Бог не велел. Ты скажи лучше, кто есть в моём
царстве храбрый, кто смерти не боится?
Подумал слуга и говорит:
-
Найдётся в твоём царстве такой человек, слыхал я про него с малых лет, зовут
его Ермак Тимофеевич, казак донской, службу верную он тебе, царь-батюшка,
сослужит.
- Да и
то верно, слыхал про него я, да только где он теперь есть?
Встал
Иван-царь с постели, позвал к себе слуг верных и отправил их на Дон, казака
Ермака Тимофеевича искать. Объездили слуги весь Дон, всех расспросили. Все
знают казака Ермака, но никто не знает, где он теперь. Вернулись слуги через
год и сказали царю:
- Всех
птиц на Дону повидали, всех баб и мужиков пересчитали, а казака Ермака
Тимофеевича нет.
Выгнал
царь своих слуг и позвал к себе верного слугу-крестьянина:
- Найди
ты мне Ермака, службу верную сослужи, тогда ты у меня будешь слугой над всеми
слугами.
-
Ничего мне, царь-батюшка, от тебя не надо, а службу верную для Руси святой
сослужу.
Отправил царь Иван мужика в добрый путь. Пошёл мужик по дороге куда
глаза глядят. Долго шёл мужик по дороге против солнца, борода по колено
выросла, а про Ермака ни слуху ни духу. А мужик идёт себе потихоньку и идёт. Не
заметил он, как дошёл до крутых гор. Осмотрелся и видит - навстречу ему идёт
такой же мужик, как и он. Встретились, остановились и завели разговор. Долго ли
разговор шёл, но только мужик узнал, что Ермак бродит по Уралу.
Исходил мужик все реки и горы Урала. Вскоре он нашёл семью Ермака и
передал ему просьбу царя Ивана. Ермак Тимофеевич явился к царю. Царь посмотрел
и говорит:
-
Сослужи мне службу добрую. За Уралом богатые земли лежат, ты пройди ту землю,
поймав хана Кучума, а людей его под власть Руси приведи.
Ермак
Тимофеевич вышел от царя, попросил есть-пить и пошёл к своим казакам на Урал.
Пришёл. Рассказал обо всём им, и начали они собираться в поход, в чужую землю,
куда русская душа не ходила.
Летом
в тот же год Ермак Тимофеевич дошёл до Тобола, там построил лодки и добрался до
Иртыша. Здесь он встретился с людьми из Кучумова царства и привёл его людей под
власть русского царя.
Когда
Кучумовы люди покорились Ермаку, казаки ему сказали:
- Поезжай,
наш атаман, и скажи, что теперь русские могут жить в Сибири, да и Кучумовым
людям с нами легче будет.
Ермак
Тимофеевич не поехал в Москву, а послал туда своего верного казака. Узнал царь
Иван, что в Сибирь ворота открыты, и стал посылать в неё разных людей. Вот и
появились русские на сибирской земле. И сейчас живут, а добра в ней всем
хватит. Потому мы и про Ермака Тимофеевича помним, и про его казаков.
Тема урока: Во времена Древней Руси.
Цель урока: формирование представлений о Древней Руси, русских князьях.
Ход урока
1.
Организационный
момент
Проверьте свою
готовность к уроку
Вариант 1
1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:
а) восточных славян
б) западных славян
в) южных славян
2. Древние славяне жили:
а) семьями б) в одиночку в) племенами
3. Посуду древние славяне делали из:
а) глины б) металла в) дерева
4. Бог грома и молнии у древних славян:
а) Зевс б) Перун в) Марс
5. Какие орудия использовали наши предки во время охоты?
а) ружье
б) лук со стрелами
в) саблю
Вариант 2
1. Поселение древних славян раскинулось:
а) в западной части Европы
б) в восточной части Европы
в) в Центральной Европе
2. Свои дома славяне строили:
а) из камня б) из кирпича в) из деревьев
3. Славяне носили одежду из:
а) льна и шерсти
б)хлопка
4. Бортничество — это:
а) изготовление бочек из дерева
б) выдалбливание лодок
в) собирание меда диких пчел
5. К VIII в. восточнославянские племена объединились:
а) в организации
б) в союзы племен
в) в республики
III. Работа по теме урока
Посмотрите видеоурок по ссылке
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6003/main/159563/
После просмотра видеоурока прочитайте в учебнике тему «Во времена
Древней Руси». В большом учебнике тема "Государство Русь"
Домашнее задание
Выполнить задания в рабочей тетради на тему «Государство Русь»
Прислать фото выполненного на уроке теста
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.